Дракула (Брэма Стокера) (Dracula) «Любовь не умирает никогда.» год: 1992, США жанр: ужасы, мелодрама режиссер: Френсис Форд Коппола сценарий: Брэм Стокер, Джеймс В. Харт продюсер: Майкл Эптид, Френсис Форд Коппола, Сьюзэн Ландау Финч, ... оператор: Михаэль Балльхаус композитор: Войцех Киляр
В ролях: Гари Олдман Вайнона Райдер Энтони Хопкинс Киану Ривз Ричард Э. Грант Кэри Элвис Билл Кэмпбелл Сэди Фрост Том Уэйтс Моника Беллуччи
Фильм начинается с эпизода, где в 1462 году Влад Дракула отправляется на битву с турками. Он одерживает победу, однако турки послали в замок ложное сообщение о его смерти, в результате чего жена Дракулы Элизабет покончила жизнь самоубийством. Узнав от священников, что душа его жены-самоубийцы проклята, он отказывается от Бога.
Четыре века спустя, Джонатан Харкер, агент по недвижимости, приезжает в Трансильванию, чтобы оформить для графа Дракулы покупку аббатства Карфакс. На глаза старому графу попадается фотография Вильгельмины Мюррей, невесты Джонатана, которая как две капли воды похожа на Элизабет. Оставив Харкера в своем замке в окружении Невест, Дракула отплывает в Англию на судне «Веста» на встречу с Миной...
Эта лента Фрэнсиса Форда Копполы — не просто очередная вариация одного из самых экранизируемых сюжетов о графе-вампире из Трансильвании. Имя английского писателя Брэма Стокера, который создал в 1897 году роман «Дракула» и прославился благодаря этому, вынесено в название картины для того, чтобы подчеркнуть следование почти столетней традиции трактовки образа Дракулы и подтвердить пристрастие постановщика к романтически-мистической трактовке событий, чаще всего становившихся лишь поводом для демонстрации внешних ужасов.
Можно вспомнить о том, что ещё в начале своей творческой карьеры всего лишь 24-летний Коппола отдал дань так называемому «готическому направлению» в фильме «Безумие 13», чьё действие происходило в ирландском замке, хоть и в наши времена. А в произведении Брэма Стокера, которое появилось на излёте викторианской эпохи, к тому же и на изломе веков, когда особенно обостряются таинственные, спиритические и потусторонние настроения, американского режиссёра, по всей видимости, прельстила идея проникновения загадочного, непостижимого, варварского и дьявольского в атмосферу чинного, респектабельного мира лондонских аристократов.
Румыния XV столетия времён правления Влада III, прозванного Сажающим на кол, вторгается вместе с неумирающим Дракулой в тихое и благопристойное существование юных британцев Мины и Джонатана, невесты и жениха, которые узнают о наличии запредельных явлений, перевоплощении душ и мучительном отчаянии того, кто бросил вызов Богу за смерть своей возлюбленной несколько веков назад. И с этой точки зрения, версия Копполы — типичная любовная история, ещё одна сказка о «красавице и чудовище» (Мина — как бы новая ипостась любимой девушки Дракулы), воссозданная с голливудским размахом, поистине «от всего сердца».
Но с восторгом восприняв предложение молодой актрисы Уиноны Райдер, как раз сыгравшей Мину и её предыдущее воплощение на свете, с которой он хотел поработать ещё в третьей серии «Крёстного отца», постановщик «Дракулы Брэма Стокера» всё же не ограничился привлекательной для зрителей готической мелодрамой. Он стремился создать Great Spectacle по канонам голливудского Большого стиля, не забыв и об интеллектуальной публике. Поскольку предложил ей своеобразную киноэнциклопедию «дракулизма», в основном ориентируясь на «Носферату, призрак ночи» Вернера Херцога (в свою очередь, это римейк знаменитой ленты «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау, снятой ещё в 1922 году в манере немецкого экспрессионизма).
Фрэнсис Форд Коппола поставил истинно постмодернистское кино — не только смешав стили и жанры, наполнив повествование целым рядом литературных, живописных, кинематографических и прочих культурных цитат. Он набрал сознательно интернациональный состав съёмочной группы: оператор Михаэль Балльхаус — немец, снявший 15 картин Райнера Вернера Фассбиндера; композитор Войчех Киляр — поляк, работал с Анджеем Вайдой и Кшиштофом Занусси, был назван Джоном Кейджем «Папой современной музыки»; художник по костюмам Эйко Исиока — японка, которая неоднократно получала призы за свои необычные работы и на этот раз удостоена «Оскара» за костюмы к «Дракуле». Среди исполнителей много англичан — Гэри Олдмен, Энтони Хопкинс, Сэди Фрост, Кэри Элуэз, а трёх невест Дракулы сыграли итальянка Моника Беллуччи, Микаэла Берку из Израиля и румынка Флорина Кендрик.
Но гораздо важнее другое — после ряда провалов и полуудач, будучи вынужденным для улучшения финансового положения специально поставить «Крёстного отца, часть III», Коппола сумел в «Дракуле Брэма Стокера» найти баланс между высокохудожественным и коммерчески-зрелищным. Лента пользовалась неожиданно значительным успехом в прокате, широко обсуждалась в различных кинематографических изданиях, правда, скромнее была встречена на церемонии награждения «Оскарами». И во время её просмотра всё-таки не покидает ощущение, что вопреки немалым претензиям прославленного американского режиссёра на кинематографическое новаторство и философичность произведения, скромный немой шедевр Мурнау был неизмеримо умнее, прозорливее и запредельнее по своей сути.
Сергей Кудрявцев, ...из книги «3500 кинорецензий»
Награды 1993 — Премия «Оскар» — Лучший художник по костюмам 1993 — Премия «Оскар» — Лучшие звуковые эффекты 1993 — Премия «Оскар» — Лучший грим 1993 — Премия «Сатурн» — Лучший актёр — Гэри Олдман 1993 — Премия «Сатурн» — Лучшие костюмы — Айко Исиока 1993 — Премия «Сатурн» — Лучший режиссёр — Френсис Форд Коппола 1993 — Премия «Сатурн» — Лучший фильм ужасов 1993 — Премия «Сатурн» — Лучший сценарий — Джеймс Харт
Фильм также номинировался на MTV Movie Awards за лучший поцелуй (Гэри Олдман и Вайнона Райдер).
|