Оборотень, лугару, вервольф ... Чаще всего подобные персонажи можно встретить в западноевропейских сказаниях и античных легендах. Оборотень - это человек, превращающийся в волка. Это существо всегда поражало воображение людей своей неукротимой силой, хитростью и коварством. Многие славянские названия оборотня родственны слову "волкодлак", образованному путем слияния слов "волк" и "длака" ("шерсть"). В Болгарии оборотня называли варколак или полтеник, на Украине - вовкулак, в других областях - волкулак, волкун, вил кол ак и т. д.
В России существовало поверье, что ведьмы, которые сами могли оборачиваться разными животными, обладали способностью превращать других людей в волков. Оборотень при этом сохранял человеческое мышление. Чтобы вернуть оборотню человеческий облик, следовало надеть на него снятый с себя пояс, на котором предварительно навязать узлы, приговаривая: "Господи, помилуй".
В славянском фольклоре распространен также сюжет о превращении человека в медведя за его плохие поступки. Для возвращения в человеческое обличье обращенный должен был творить добро.
Сохранились описания различных магических действий, совершаемых человеком, для того чтобы стать оборотнем. Например, человек находил в лесу гладко срубленный пень, втыкал в него нож, произносил заклинание и, перекувыркнувшись через пень, становился волком. Порыскав по лесу, он возвращался и перекувыркивался через пень с обратной стороны, возвращая себе человеческое обличье. Если же кто-то уносил нож, то обращенный навсегда оставался зверем.
Для превращения в оборотня ведьмы и колдуны набрасывали на себя звериные шкуры. В старину крестьяне и охотники нередко рассказывали, как, сняв шкуру с убитого зверя, находили под ней человека.
Некоторых людей обращали в волков на свадьбе. Колдуны брали для этого мочалки или ремни, наговаривали на них заклинания и опоясывали ими во время свадебного торжества своих жертв, которые в тот же миг становились оборотнями. Такой оборотень возвращался в прежний облик только тогда, когда заколдованный пояс, истершись, рвался, но и в этом случае человек еще долго не мог привыкнуть к человеческой речи, оставался мрач-ным и диким. Также в народных сказаниях нередко упоминается о том, что ведьмы превращали людей в оборотней, ударяя их плетью, палкой или зеленым прутиком (кнутом-самобоем).
В греческой мифологии существует немало упоминаний о превращении людей в разных животных и о сопровождающих процесс обрядах и ритуалах. Известны легенды о волчьем острове, куда перевозили людей, желавших стать волками. Люди, обращенные в зверей, могли оставаться в этом облике сколько заблагорассудится; покинув остров, они принимали первоначальный вид.
В Аркадии существовал некогда ритуал превращения в оборотня, заключавшийся в поедании смеси человеческих и волчьих внутренностей.
Особенно распространена была вера в оборотней в средневековой Европе. Во многих странах и областях существовали разнообразные поверья. Жители некоторых французских провинций считали, что человек может быть оборотнем только в течение семи или десяти лет. Существовало убеждение, что оборотнем становится человек, отлученный от церкви.
В Средневековье на оборотней шла настоящая охота, в процессе которой многие ни в чем не повинные люди подвергались пыткам и, оговорив себя, попадали на костры инквизиции. В то же время некоторые люди действительно пытались стать оборотнями, причем использовали для этого самые жуткие ритуалы. Например, в одном судебном деле XVI века сообщается о том, что, когда обвиняемый, признавший себя лугару (по-французски оборотень), стал рассказывать об ингредиентах приготовленных им снадобий, люди в зале падали в обморок.
Вервольфы - персонажи германской мифологии, оборотни. Этот персонаж изображался в образе человека, превращающегося ночью (обязательно в полнолуние) в волка. Древние германцы верили, что по ночам оборотень рыскал по округе и нападал на людей и домашних животных. В более поздних христианских легендах вервольф выступал как представитель стаи волков-оборотней. Возглавляемая самим дьяволом, эта стая по ночам совершала набеги и уничтожала все живое на своем пути. Предания о человеке-оборотне существуют в поверьях практически всех народов и культур. Фобии, связанные с верой в вервольфов, достигли апогея в конце средневековья, когда оборотничество напрямую отождествляли с колдовством и ересью, а фигура человека-волка была основной темой различных "Молотов ведьм" и пр. (например, "De lamiis et Phitonicis milieribus" Ульриха Молитора).
Формы слова "оборотень" - германского "вервольф" ("werwolf) и французского "лоупгаро" (loup-garou), в конечном счете, производные от греческого слова "ликантроп" (lykanthropos - человек-волк)
|